Суббота, 21.07.2018, 10:38
Главная
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

ЧТО ЗНАЧИТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

 

ЧТО ЗНАЧИТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

 

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков, достигнутых в развитии школьников.
Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
- спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.; 
- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание); 
- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; 
- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.


Например, если не знаю как перевести задание, то я:

а) смотрю в словарь в конце учебника; 
б) нахожу нужные слова и перевожу их; 
в) перевожу все задание и понимаю, что следует делать для его выполнения

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: 
«Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен, прежде всего, т.к. навык самостоятельной деятельности необходим не только для успешного обучения в школе, но и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности школьников — это забота об их будущем. Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Так ках усвоенные на уроке знания просто забудутся и сведут все усилия учителя на нет, если их после урока не закрепить при выполнении домашней работы.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей, этапов развития школьников.
Если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг в развитии школьника на пути к самостоятельности. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности, а впоследствии — к неуверенности.
Можно выделить ряд существенных моментов, на которые следует обратить внимание при воспитании самостоятельного выполнения домашних заданий. Для развития школьника имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий. 
Так, при низкой мотивации к обучению, выполнение домашних заданий превращается для ребенка и родителя в «пытку». Нежелание учиться в свою очередь может быть вызвано конфликтами с одноклассниками, «пробелами» в знаниях, недостатком произвольного внимания и т.д. 
Различаются дети и по темпераментам. Флегматичные дети медлительны и подгонять их не имеет особого смысла. Им нужна скорее помощь в переключении с одной деятельности на другую.
Есть же дети, чье внимание долго не задерживается на одном задании. Работоспособность таких ребят может постоянно колебаться. Полезным для них будут более частые перерывы в выполнении домашних заданий, а также помощь в том, в какой последовательности выполнять уроки. 

Если все это учесть, то будет достаточно легко выработать стиль индивидуальной деятельности во время выполнения заданных уроков для ребенка. Помочь учесть все эти моменты в развитии школьников может психолог.

ПАМЯТКА: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Развитие школьника начните с беседы. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: 
Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо. 
Убери со стола игрушки и все, что не относится к школе. Приготовь то, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.).
Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. 
Заданные уроки необходимо распределять равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». 
Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз. Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин. Желательно, все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть.

На заметку родителям. 
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой; Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается; Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашние задание не сделает, чем сделаете его вы; Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий; Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома; Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. 
Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные задания должны чередоваться с письменными.
Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед выполнением задания (это поможет вспомнить изложение данной темы учителем).
Прочитайте задание.
Составьте (при необходимости) план выполнения задания. Составление плана позволяет достаточно легко справиться с его выполнением.
Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину. 
Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.